Понедельник, 29.04.2024, 06:32
Сайт учителя начальных классов Шарафутдиновой Елены Анатольевны -->
Главная | Научно-методическая | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Самообразование [6]
Авторские работы [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Повышение педмастерства » Авторские работы

Программа курса по выбору «Уник-Ум» (1-4 классы)

            Интеллектуальное воспитание личности – фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может чего-то и не знать, но он обязательно должен быть умным человеком. Эти слова актуальны и в наши дни.

Для развития интеллекта, в частности мышления, используется сензитивный период, что благотворно сказывается на развитии всех познавательных способностей, следовательно, и на всем учебном процессе. Развивая интеллект, мы можем дать ребенку мощное орудие для познания окружающего мира, содержащее компоненты саморегуляции, адаптации и саморазвития.

Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний, легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержена стрессам, устойчива к психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления. Получить такую личность и есть высшая цель образования.

Сфера образования позволяет использовать широкий спектр форм организации занятий, различные методы преподавания и содержание, насыщенное дополнительной информацией по предметам для вовлечения школьников в познавательный, поисково-исследовательский, увлекательный (вызывающий интерес) мир знаний.

           Разработанный курс  «Уник-Ум» ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

 

Цель программы:

1.     Формирование интеллектуально-познавательных умений учащихся;

2.     Развитие интеллектуальной активности младших школьников;

3.     Обеспечение более высокого уровня развития логического мышления и степени интеллектуальной готовности к обучению в средних классах.

 

    Задачи программы: 

Ø  формировать качества логического мышления, такие как глубина,  гибкость, критичность и т.д.

Ø  повышать мотивацию младших школьников к обучению;

Ø  способствовать расширению кругозора;

Ø  развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу.

 

Программа включает в себя следующие направления:

·        формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

·        развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключения, самоконтроль и т.д.);

·        развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

·        развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

·        формирование учебной мотивации;

·        развитие личностной сферы.

 

 Отличительные особенности программы :

              В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных умений: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

             Данный курс, включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и учителей материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

·        познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, логики;

·        задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления;

·        система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

 

Данная программа рассчитана на 34 (1 класс - 33) учебных часа.

 Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся

 Знать:

ü  признаки звуков, гласных и согласных; ударные и безударные гласные; йотированные звукобуквы; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слог, правила переноса слов, названия букв русского алфавита;

ü  части слова; некоторые способы словообразования;

ü  части речи: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол, предлог;

ü  предложение и словосочетание; главные и второстепенные члены предложения;

ü  текст, его виды; основная мысль, опорные слова текста;

ü  изученные орфограммы и пунктограммы.

Уметь:

l  решать логических задач по разным отраслям знаний;

l  решать буквенные и числовые ребусы;

l  работать с различными источниками информации;

l  составлять собственных логических задач, ребусов, головоломок;

     Предполагаемые результаты : 

*    -  повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

*    -  формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации

*    -   развитие коммуникативной компетентности детей 

 

   Формы проверки результативности занятий :

v  выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;

v  подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на уроках в своём классе;

v  участие в школьных и городских интеллектуальных играх и олимпиадах.

 

   Форма подведения итогов реализации программы:  открытый интеллектуальный марафон.

Рекомендации по  проведению занятий:

1.     Занятия проводятся в течении всего учебного года как факультатив по 45 минут 1 раз  в неделю.

2.     Занятия пронумерованы в соответствии с последовательностью их проведения.

3.     В конце каждой четверти рекомендуется провести олимпиаду и интеллектуальную игру «Уник Ум». Объявить об этом следует на первом же занятии, чтобы каждый учащийся был заинтересован в лучшем результате.

4.     Занятия могут проводиться одновременно со всем классом или группой заинтересованных детей.

5.     По усмотрению учителя некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Пусть каждый ребенок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он с ним справится быстрее.

6.     Сильные дети могут работать с тетрадью индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая инструкция, учитель контролирует, правильно ли ребенок его выполнил. Можно устраивать соревнования на скорость выполнения заданий. Более слабые дети работают коллективно, под руководством учителя.

7.     Ребенка можно вначале заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание окажется слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем.

8.     Оценивать следует только успехи. Успех в самом начале – обязательно условие.

9.     Оценивается работа учащихся медалями, грамотами,  дипломами или  «удостоверениями».

        Задания  «Наборщик», «Продолжи ряд слов», «Вставь слово» направлены на развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями.

       Задание «Шифровальщик» направлено на развитие внимания, ассоциативной памяти.

       Задания «Магический квадрат», «Расставь числа так, чтобы…», «Найди пару», «Найди лишнее», «Найди отличия»   учат обобщать, анализировать, сопоставлять, развивают внимание и  наблюдательность.

                    Игры со спичками, логические задачи, шарады, анаграммы, головоломки,   лабиринты учат детей планировать свои действия.

                    Ребусы, кроссворды, загадки способствуют развитию смысловой памяти, обогащают словарный запас учащихся.

 Например:

Категория: Авторские работы | Добавил: mLina (23.06.2012)
Просмотров: 2033 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz