Методические
рекомендации адресованы учителю для работы с учащимися по использованию
регионального компонента в преподавании предметов в начальной школе.
Перемены в жизни
современной школы требуют от учителя придать
учебно–воспитательному процессу развивающий характер, активизировать
познавательную деятельность учащихся.
Имеющийся опыт
моделирования учебного процесса в контексте личностно-ориентированного
образования свидетельствует о создании определенных предпосылок придания
педагогическому процессу творческого характера, что инициируется не только
учителем, но и учеником как соучастником данного процесса.
Одним из
аспектов деятельности организации образования является воспитание у учащихся
патриотизма, высокой гражданственности и укрепления духовного единства
общества.
На востоке
говорят: «Восхождение начинается с подошвы
гор, а дорога с первого шага». Важно, чтобы дети научились понимать и ценить
историческое прошлое и настоящее своей страны и своего региона, умели давать
оценку происходящему и ставили перед собой задачи на будущее, так как им дальше
продолжать жить и развивать свою Родину.
Изучение курса
«Костанаеведение» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
·
формирование
целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком
личного опыта общения с людьми и природой;
·
духовно-нравственное
развитие и воспитание личности гражданина РК в условиях культурного и
конфессионального многообразия казахстанского общества.
Основными задачами реализации содержания курса
являются:
1) формирование
уважительного отношения к семье, родному городу, в котором проживают дети, к
РК, её природе и культуре, истории и современной жизни
2) осознание
ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нём;
3) формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
В пособии «Тетрадь по Костанаеведению» представлены нестандартные задания с
занимательным содержанием, касающиеся
нашего региона, его истории, природы и деятельности людей.
Задания,
предложенные в тетради, помогут выполнить задачи приобщения детей к дальнейшему
изучению предмета «Познания мира» и развить
интерес к истории родного края, оказать
глубокое эмоциональное воздействие на учащихся,
благодаря чему у них формируются глубокие знания о родном крае,
в котором они живут.
Тетрадь
по Костанаеведению для 1 класса открывает путешествие по родному городу.
Здесь даны
задания по блокам:
«Я и моя семья»,
«Наша школа», « Права человека», « Природа», «Труд человека», «Родина», « «Мой
город».
Тетради для 2-4
классов продолжают путешествие учащихся по Костанайской области.
Тетради содержат
следующие блоки:
«Человек-частица
общества», «История и культура народа»,
«Животный и растительный мир нашего края», «Экология региона», «Отрасли
промышленности и сельского хозяйства» «Родной город и его
достопримечательности», «Культурные центры Костанайской области».
Календарно- тематическое
планирование 1 класс – 33 часа
В каждом блоке
даны задания на развитие логики, памяти, внимания, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся. Заканчивается тетрадь обобщением по всем
темам в виде кроссворда или творческой работой.
Ценностные ориентиры содержания курса
ü
Природа
как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
ü
Культура
как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её
форм.
ü
Наука
как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
ü
Человечество
как многообразие народов, культур, религий как основа мира на Земле.
ü
Патриотизм
как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к
родному городу, РК, народу.
ü
Семья
как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов Казахстана от поколения к
поколению и жизнеспособности казахстанского общества.
ü
Труд
и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
ü
Здоровый
образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-
и социально-нравственное.
ü
Нравственный
выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному
наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Освоение курса
«Костанаеведения» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального
образования, а именно:
1) формирование
основ казахстанской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, казахский народ и историю
Казахстана, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального казахстанского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
6) развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)
формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.