Актуальной задачей для организаторов эксперимента любого уровня является
определение показателей и критериев педагогического труда на уровне
личности обучающегося, включая ее психологические особенности.
Так, предметом
осмысления экспериментальной площадки являются результаты
психолого-педагогической диагностики. Психолог
отслеживают эмоциональное состояние детей, самооценку, формирование статуса
школьника и общеучебных умений и навыков, основные показатели развития
познавательной сферы, уровень развития школьной мотивации и состояние
детско-родительских отношений.
Одним из эффективных способов изучения повышения
информационной компетенции учащихся и учителей школы посредством
дистанционного обучения в рамках Международного сотрудничества в школе
является анкетирование учащихся и учителей. Оно наглядно демонстрирует
результаты данного процесса. Нами было использовано несколько методик,
которые были разделены на группы:
·
Методика на определение осведомленности педагогов понятия
«информационная компетентность» (Анкетирование педагогов на выявление
информационной компетентности, наблюдение, прослеживание применения
информационных технологий на уроках)
·
Методика изучения психологических условий школьной
образовательной среды среди учащихся и педагогов (интенсивность
образовательной среды, эмоционально психологический климат,
удовлетворенность образовательной средой, демократичность образовательной
среды, содействие формированию познавательной мотивации, развитию
познавательных интересов, удовлетворенность качеством образовательных услуг,
предоставляемых в данной школе.)
·
методика изучения состояния воспитательной системы школы
(«Тест оценка уровня тревожности и склонности ребенка к неврозу по
А.Захарову» для родителей 1-х классов, «Методика диагностики уровня школьной
тревожности Филипса» 5-6-е классы, «Шкала Социально-ситуационной тревоги
Кондаша» 7-11 классы ).
С помощью данных методик, наблюдений, анализа результатов были изучены
такие параметры, как:
·
эмоционально психологический климат в коллективе ;
·
изучение уровня тревожности учащихся;
·
выявление информационной компетенции педагогов;
·
использования информационных и интерактивных технологий на
уроках, конкурсных прогаммах;
·
сотрудничество педагогов с МГУ имени Ломоносова по
средствам дистанционного обучения;
·
использование учащимися интернет ресурсов, участие в
конкурсах с применением ИКТ;
·
уровень развития познавательных интересов учащихся и
педагогов;
·
изучение степени эмоциональной утомляемости учащихся;
·
повышение уровня собственного педагогического
профессионализма;
Анализ результатов по
определение осведомленности педагогов понятия «информационная
компетентность»
Изучение ответов педагогов
показало:
1.Знают, что такое
информационно-коммуникативные технологии:
да - 92%, нет 8
2.Четко представляют общие цели работы с
информационно-коммуникативными технологиями: да- 84%, нет 16%
3.Владеют теоретическими основами в данной
области:
не владею - 16%, начальные навыки - 32%, средние
навыки - 44%, Владею хорошо - 4%, владею в совершенстве - 0%.
4. Знают, как можно использовать
информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности: не знаю
-16%, начальные знания - 24%, средние знания - 40%, знаю хорошо - 4%,
знаю в совершенстве - 16%.
5.Могут оценить, как и какое влияние окажет на
развитие учащихся моя деятельность в данном направлении: да - 68% , нет
- 32%.
6.Видят, что и как можно изменить (улучшить) в
своей работе по данному направлению: да вижу, что можно изменить - 88%, не
требует изменения - 12%.
В
результате получены следующие данные, что педагоги школы знают и активно
используют ИКТ в педагогической деятельности. Они имеют возможность
использовать информационные технологии в различных областях.
Страничка
психолога