Понедельник, 06.05.2024, 21:21
Сайт учителя начальных классов Шарафутдиновой Елены Анатольевны -->
Главная | Программа экспериментальной площадки | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Методическая работа [6]
Успехи учеников [9]
События дня [3]
Цитата дня [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа эксперимента

ГУ «Средняя школа №18

отдела образования

акимата города Костаная»

по теме:

«Повышение

информационной компетенции

учащихся и учителей школы

посредством дистанционного обучения

в рамках  Международного сотрудничества»



1.      Актуальность темы.

 

Модернизация образования на современном этапе призвана разработать условия и механизмы выхода на новое качество образования. Традиционная ориентация казахстанской системы образования на формирование предметных знаний и умений не содействует необходимому сегодня уровню развития у выпускника средней школы способности к социальной адаптации и мобильности. Данная причина, а также быстрое совершенствование информационных технологий, доказывает возрастающую роль информационных компетенций человека в современном обществе. В настоящее время все больше учителей используют информационные и телекоммуникационные технологии.

Внедрение ИКТ в учебный процесс требует от преподавателя изменения стиля работы и организации труда, приобретения новых навыков педагогической деятельности. Новые требования, предъявляемые человеку в современном, быстро меняющемся мире обусловливают актуальность выбранной нами темы. Необходимо повышать навыки учителей в создании электронных учебных материалов, формировать культуру обучения на протяжении всей жизни. Эксперимент даёт эту возможность.

Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят быть успешными в современных условиях перехода к обществу с рыночной экономикой. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Результатом работы школы должен стать набор ключевых, общепредметных, предметных компетенций у школьника в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной сферах.

Мы считаем, что управление качеством образования - это особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем результаты должны быть спрогнозированы в зоне потенциального развития наивысших, возможных для конкретного школьника качеств. Прогнозируемые результаты определены качествами предвосхищаемого образа выпускника начального, основного среднего и общего среднего уровня  образования.

 

2.      Идея эксперимента.

 

Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Этот факт не всегда может найти отражения  в образовании, так как большие массивы инфор­мации, часто недостаточно достоверны и противоречивы. Интернет требует разработки специальных методик и подходов его использования в образовательном процессе.

Одним из основных результатов обучения в сегодняшней школе становится информационно-коммуникативная компетент­ность, или грамотность, учащихся и учителей. Это понятие вклю­чает, прежде всего, умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их в зависимости от конкретной задачи, выстраивать процесс собственного труда, уметь плодотворно работать в группе и творческом коллекти­ве - участвовать в дискуссиях, уважать мнение оппонента, ар­гументированно отстаивать собственную точку зрения.

В связи с новыми тенденциями развития в жизни мирового сообщества система образования становится важнейшим ресурсом. В эпоху глобальных социально – экономических  процессов образование движет все остальные сферы деятельности человека. Стратегической целью современного образования Республики Казахстан является создание наиболее благоприятных условий для формирования  поликультурной, высокообразованной, высоконравственной, конкурентоспособной личности.

Возросшая социальная роль школы национальной модели, определяемая принципами государственной политики, отражённой в Программе 2030, в ежегодном Послании Президента народу Казахстана,  в законе «Об образовании РК», в выступлении президента страны  Н.Назарбаева на съезде работников образования РК и Государственной программе «Образование», предъявляет особые требования к управлению развитием школы.

Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. Необходимо усиление внимания школы к освоению выпускниками национальной культуры и формирование ценностного отношение к ней, формирование экологического сознания. Школы, ориентированные на изменения, благодаря появляющимся новшествам имеют возможности и стимулы для своего развития. Эти школы реализуют стратегию инновационных изменений.

На основе приоритетов Стратегического плана образования на 2010-2014 годы, одной из ключевых задач которой является переход на 12-летнее среднее общее образование, сегодня стало очевидной необходимость серьезно переосмыслить цели, соответственно по-новому сформулировать ожидаемые результаты, пересмотреть структуру и содержание школьного образования.

При этом ведущим является подготовка подрас­тающего поколения к жизни в быстро меняющемся информа­ционном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потреб­ность в новых профессиях, в непрерывном повышении квали­фикации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и ком­муникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет ис­пользовать информационные технологии, владеет современными ИКТ. Кроме этого, на сегодняшний день уровень и темпы внедрения, использования информационных и коммуникацион­ных технологий во многом определяют состояние экономики, качество жизни населения, национальную безопасность, место государства в современном мире.

В этих условиях фундаментальное значение имеет процесс информатизации системы образования, в ходе которого про­исходит движение к современной модели учебного процесса и появляется возможность реализовывать новые педагогические задачи, определяющие перспективу развития общего образо­вания.

К таким задачам относится индивидуализация обучения и воспитания; формирование индивидуальных образовательных траекторий школьников; конструирование обучаемыми собствен­ных знаний, представлений о мире, умений, навыков и установок в ходе практической работы с объектами окружающего мира (включая компьютерные модели); проектная организация учеб­ного процесса, при которой учащиеся самостоятельно опреде­ляют важную для них цель, ищут и коллективно реализуют пути её достижения. Обобщая вышесказанное, можно выделить несколько основ­ных направлений информатизации школьного образования:

- подготовка педагогических кадров в области использова­ния ИКТ;

- развитие нормативно-правовой и методической базы использования ИКТ в образовании;

- поставка компьютерного оборудования;

- подключение к Интернету;

- создание цифровых учебных ресурсов, баз образователь­ных данных и электронных библиотек;

-    предоставление дистанционных образовательных услуг для учащихся;

-    создание образовательных сайтов и порталов.

При этом, как показывает практика, доступ к новой тех­нологии сам по себе не обеспечивает появления способности использования этой технологии. Поэтому процесс информати­зации образования требует не только реализации перечислен­ных направлений, но и разработки обновленного содержания образования, изменения подходов к организации учебного процесса в школе.

Обучение новому мышлению в области образовательных технологий благодаря формированию базовых ИКТ-компетентностей, построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях, являются основой программы повышения квалификации педагогов в области ИКТ. Максимально использовать в работе виртуальное пространство и его возможности.

 

 3.      Замысел эксперимента.

 Каждый участник эксперимента составляет свой план развития, направленный на повышение его собственного педагогического профессионализма. Оценивая эффективность применения ИКТ в своей практике, учитель решает проблему: каковы наиболее значимые педагогические условия выявления и развития информационных компетентностей учителя. В ходе эксперимента у учителей обязательно будут возникать вопросы, которые можно будет обсудить через сетевую организацию общения. Для этого необходимо использовать развитые в настоящее время Интернет-сервисы на основе wiki-технологии, электронной почты.

Формат взаимодействия педагогов способствует становлению практики открытого профессионального диалога, выходящего за рамки отдельного методического объединения школы. Свои наработки учителя представляют в различной форме: открытые уроки, мастер-классы, методические материалы.

По завершению эксперимента каждый участник проводит самоанализ своей деятельности, составляет аналитический отчет по результатам эксперимента. Приёмы: дискуссии, тренинги, презентации, мастер-классы, издание методического сборника.

 

4.      Объект эксперимента.

 Учебный процесс, проводимый с использованием ИКТ и дистанционных форм обучения, ориентированный на развитие информационных компетентностей всех участников этого процесса.

  

5.      Предмет экспериментирования.

 Технология ИКТ и дистанционное обучение в сфере механизма реализации модели школы, обеспечивающий личностное самоопределение учащихся в условиях  сотрудничества школы на республиканском и Международном образовательном пространстве. 

 

6.      Педагогическая цель.

Формирование открытого информационного пространства школы, которое позволит повысить эффективность образовательного процесса и работы педагогического коллектива, улучшить качество обучения.

  7.      Цель эксперимента.

Цели:

·         Внедрение формы дистанционного обучения в образовательный процесс

·         Формирование имиджа учреждения образовании как учебного заведения высокого профессионализма

·         Повышение качества образования на основе

·         использования информационных и интерактивных

·         технологий.

·         Техническое оснащение информационного пространства школы

·         Создание единой информационной школьной сети.

·         Создание и пополнение электронных образовательных ресурсов информационно–образовательной среды школы;

·         Повышение квалификации педагогов в области информационных и интерактивных технологий.

·         Использование информационных технологий в управлении школой.

 

8. Задачи:

• Организовать обучение всех учителей по применению современных информационных технологий в образовательном процессе, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальной информационной сети.

•  Организовать доступ педагогам и школьникам к информационным ресурсам сети Internet.

•   Развивать материально-техническую базу школы в области информатизации.

• Развивать информационные ресурсы школы, включая сайт школы

• Внедрять в управленческую деятельность руководителей школы современных информационных технологий.

•   Создавать условия для развития познавательной и      

       образовательной среды учащегося.

 9. Гипотеза эксперимента - Если создать условия для открытого профессионального диалога между учителями разных ОУ, то произойдёт обогащение практики учителя, возрастёт интерес к вопросам профессионализации, в том числе через использование в своей педагогической деятельности УПНТ, что должно привести к изменению содержания, методов и форм обучения. В рамках деятельности указанного сообщества могут быть созданы условия для развития самоанализа каждым участником, становления учителя исследователя. Нововведение эксперимента – сетевая модель взаимодействия учителей как диалог профессионалов

  10. Диагностический инструментарий:

  • самоанализ учителя-экспериментатора (рефлексивный);
  • анкеты;
  • мониторинг качества обучения самим учителем или администрацией школы;
  • экспертная взаимооценка участников сообщества.

  11. Критерии оценки ожидаемых результатов.

1. Развитие ИКТ-компетентности учителей-экспериментаторов и учащихся школы

2. Наличие методических рекомендаций по эффективному использованию ИКТ

3. Апробация экспериментальных программ, учебно - методических материалов;

4. Результаты аттестации учителей, использующих ИКТ

5. Уровень   социализации учащихся после окончания эксперимента.

 12. Сроки эксперимента.

 Начало эксперимента – август 2010год, завершения эксперимента – май  2014 год.


Этапы эксперимента.

План деятельности  экспериментальной площадки.


14. Ожидаемые результаты:- конструирование оптимального процесса обучения для учащихся в личностно-ориентированном образовательном пространстве с помощью новых информационных технологий, электронных учебников, ресурсов Интернета, сформированность такой компетенции, как способность самостоятельно получать знания проведение психологических консилиумов;

- овладение мультимедийными и информационно – коммуникационными технологиями большинством педагогов

- создание единой базы мультимедийных уроков и информационных ресурсов ;

- подготовка информационного банка данных электронной модели педагогического мониторинга

•   создание единого информационного пространства в школе.

 - построение процесса обучения и воспитания в режиме субъектно-субъективных отношений;

  

15. Прогноз возможных негативных последствий:

•  потеря интереса и мотивации педагогического  коллектива школы к осуществлению эксперимента;

• нескоординированность программ, что может привести  к нарушению целостности учебно-воспитательного процесса;                 

• замедленное развитие эксперимента

 

16. Способы коррекции, компенсации негативных последствий:

• поддержание интереса и мотивации педагогического коллектива;

•    научно-методическое обеспечение реализации проекта;

• повышение уровня  управленческой компетентности административной команды проекта;                     

• системный мониторинг и рефлексия экспериментальной деятельности;

  своевременное принятие управленческих решений.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz